Главное содержание

В дельте реки Дон в районе х. Дугино находится действующий источник водоснабжения населения г. Таганрога, а также строящийся водозабор для г. Ростова-на-Дону. Границы зон санитарной охраны водозабора для г. Таганрога установлены решением Исполнительного Комитета Ростовского областного Совета депутатов трудящихся от 29.07.1966 № 692, согласно которому в пределах территории второго пояса находятся, в частности, населенные пункты: Кумженский, Колузаево, Курганы, Городище, Елизаветинская, Обуховка, Дугино и др.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, во втором поясе зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не могут предоставляться в частную собственность в силу ст. 27 Земельного кодекса РФ.

Природоохранная прокуратура информирует, что статья 5 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 459-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнена пунктом 3 следующего содержания:

«Некоммерческие организации, созданные гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства («СНТ», «ДНТ»), вправе осуществлять добычу подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения указанных некоммерческих организаций до 1 января 2020 года без получения лицензии на пользование недрами».

Действие указанного положения распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу (то есть до 01.01.2019) Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 3 статьи 55 указанного Закона).

В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О ветеринарии» ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.

Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны, в том числе: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; немедленно извещать государственных ветеринарных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О любительском рыболовстве» любительское рыболовство - это деятельность по добыче (вылову) водных биологических ресурсов, осуществляемая гражданами в целях удовлетворения личных потребностей, а также при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.

В силу ст. 6 Федерального закона «О любительском рыболовстве» любительское рыболовство осуществляется гражданами Российской Федерации свободно и бесплатно на водных объектах общего пользования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты. Правила охоты обязательны для исполнения физическими лицами и юридическими лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Правила охоты утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. На основе правил охоты высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определяет виды разрешенной охоты и параметры осуществления охоты в соответствующих охотничьих угодьях.

С 01.01.2021 вступили в законную силу Правила охоты, утвержденные приказом Минприроды России от 24.07.2020 № 477 (далее – Правила охоты).

Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что более 14 лет не проводилось лесоустройство городских лесов городов Волгодонска площадью 972 га, Новошахтинска лощадью более 1500 га, Красный Сулин площадью свыше 1300 га, Гуково площадью 37 га в части закрепления на местности местоположения границ лесничеств, определения количественных и качественных характеристик лесных ресурсов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Отсутствие актуальных материалов лесоустройства не позволяет органам местного самоуправления осуществлять полномочия по управлению городскими лесами, в том числе по проведению в них санитарных и противопожарных мероприятий, а также по предоставлению лесных участков в пользование, чем нарушаются права граждан.

Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка реализации министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области полномочий при подготовке к пожароопасному периоду 2020 года.

Установлено, что министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области пожарные формирования лесничеств не обеспечены необходимой при тушении лесных пожаров техникой в количестве 5 единиц (1 трейлер с тягачом, 2 лодки с подвесным мотором, 2 автобуса для перевозки пожарных бойцов с индивидуальным снаряжением).

В целях достижения нормативной обеспеченности лесопожарных формирований области природоохранным прокурором министру природных ресурсов и экологии Ростовской области внесено представление об устранении нарушений законов об охране лесов от пожаров, в результате рассмотрения которого министерством заключены государственные контракты на поставку техники.

В ходе проведенной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что не во всех случаях в органы кадастрового учета направляются сведения об установленных границах особо охраняемых природных территорий для внесения их в Единый государственный реестр недвижимости.

Так, органами местного самоуправления на территории городов Новочеркасска, Таганрога и Октябрьского района созданы особо охраняемые природные территории местного значения роща «Красная весна», «Липа мелколистная» и «Аютинские склоны» соответственно, при этом, в нарушение требований законов администрациями г. Новочеркасска, г. Таганрога и Октябрьского района не приняты меры по внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах особо охраняемых природных территорий местного значения.

Согласно преамбуле Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Недра не могут быть переданы в собственность предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. Недра предоставляются только в пользование. Иной путь передачи недр организациям и гражданам является противозаконным. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.

Природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законов о недропользовании на территории Ростовской области.

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение Закона о недрах организациями на территории г. Донецка, г. Шахты, г. Новошахтинска, Сальского, Азовского, Октябрьского, Усть-Донецкого, Каменского, Белокалитвинского, Миллеровского, Красносулинского районов осуществлялась добыча полезных ископаемых с нарушениями лицензионных требований, выразившимися в необеспечении уровня добычи полезного ископаемого в соответствии с утвержденной проектной документацией на разработку карьеров, ежегодными планами горных работ, производственной мощностью и потребностями рынка.

С целью устранения выявленных нарушений законов организациям нарушителям внесено 19 представлений, по результатам рассмотрения, которых приняты меры к устранению нарушений законов, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.